ИСТОРИЯ БОРЬБЫ С АЛКОГОЛЕМ
Уже в ранних цивилизациях имеются свидетельства того, что алкоголь приносит болезнь и смерть, что люди, после его употребления деградируют и пренебрегают социальными нормами и порядками.
Основные направления борьбы с употреблением алкоголя:
Юридические меры:
В Древнем Египте пьяниц подвергали публичному осмеянию и другим наказаниям.
В Китае за 2286 лет до Рождества Христова был
издан эдикт, воспрещавший неумеренное потребление спиртных изделий. В 1279 году до Рождества Христова из Китая были изгнаны все винокуры, а в 2205 году пьянство в Китае стало караться смертной казнью. Примеру китайцев последовали вскоре японцы. Продажу и потребление алкоголя запрещали и законы Древней Индии.
Афиняне считали заслуживающим смертной казни члена городского суда, если он напивался пьяным. В Древнем Риме в III в. до н. э. запрещалось пить вино мужчинам, не достигшим 30-летнего возраста,
а женщинам – всю жизнь. Пьянство женщин наказывалось смертной казнью. Всякий римлянин имел право убить свою жену или раба, если они напивались. Римские цезари имели право упившегося сенатора лишить должности и конфисковать его имущество. Так же они воспрещали разведение виноградников. В 862 году до н. э. Сенат Рима запретил празднества в честь Бахуса и казнил несколько тысяч участников вакханалий, однако это уже не спасло римлян, потому что пьянство пустило глубокие корни в древнеримском обществе.
XIV, XV, XVI вв. – это время распространения пьянства в Европе. Здесь также преобладали юридические меры борьбы. Делались попытки ограничить пагубные последствия употребления алкоголя, но само пьянство преодолеть не удалось. Суд Парижа в 1397 году запретил ремесленникам посещать питейные заведения в рабочие дни. В 1524 году маркграф Гессенский Филипп (Германия) велел изъять из продажи крепкий алкоголь. В Англии пьяниц водили с ярмом на шее.
В начале XIX столетия пьянство сильно возросло в Швеции.
Потребление крепкого алкоголя доходило до 46 литров на душу населения. Но шведы нашли достаточно эффективный способ борьбы с пьянством. В 1865 году они ввели Готенбургскую систему, согласно которой крепкий алкоголь полностью изымался из розничной торговли, и его отпуск разрешался в ограниченном количестве при условии
одновременного приёма горячей пищи. Владельцы таверн никакого
дохода от продажи алкоголя не получали, он шёл в распоряжение общины. Через 20 лет, в 1885 году было запрещено частное виноделье. В начале ХХ столетия потребление алкоголя снизилось до 8 литров на душу населения.
В 1919 году шведы вместо Готенбургской системы ввели систему Брата. Главе семьи разрешалось приобрести в течение месяца по карточкам 4 литра спиртных изделий крепостью не более 22 градусов. Закон запрещал продавать спиртные изделия: лицам моложе 21 года; лицам, которые в течение последних двух лет были оштрафованы за
появление в пьяном виде; лицам, которые в течение трёх последних лет совершили какой-либо проступок в пьяном состоянии; лицам, которые лишены этого права по постановлению комиссии трезвости при общине. Закон также запрещал продажу алкоголя в одном помещении
с продуктами питания. Система Брата действовала до 1953 года и постепенно отмерла.
Сегодня в Швеции существует жёсткая госмонополия на алкоголь – производить алкоголь может только государство. Алкоголь продают только в немногих специализированных магазинах (1 на 14
тысяч жителей), и находятся они исключительно на окраинах, подальше от людских глаз. Есть ограничения и во времени: торговля алкоголем запрещена после 19.00, ночью, в выходные и праздники. Есть ограничения и по
возрасту. Хотя совершеннолетие здесь наступает в 18 лет, оно даёт право только на голосование на выборах. Право покупать алкоголь молодые люди могут реализовать только с 21 года по паспорту. И этот закон не нарушается. С продавцами алкоголя ведётся просветительная работа.
Медицинские меры:
Есть свидетельства, что ещё Гиппократ описывал психозы, связанные с употреблением алкоголя, а в Византии существовали специальные лечебницы для лечения от зависимости. Английский парламент в 1879 и в 1888 гг. принимает «Акт о привычных пьяницах», согласно которому этих лиц направляли в специальные учреждения для лечения.
Первое десятилетие ХХ столетия во всех странах характеризуется наличием различных форм лечебной помощи лицам, страдающим алкоголизмом. Так, в Германии в 1909 г. функционирует ряд лечебниц
для алкоголиков. В Пруссии алкоголиков лечат в психиатрических больницах. Предусматривалось как добровольное, так и принудительное лечение. Специальные лечебницы для алкоголиков открывают и в Англии, но лечат их в содружестве с психиатрами.
В большинстве европейских стран организуются специализированные антиалкогольные стационары или амбулаторные учреждения (ФРГ, Швейцария). В отдельных штатах США для специализированных клиник разработаны программы лечения и реабилитации алкоголиков. В СССР была организована сеть лечебно-трудовых профилакториев с принудительным лечением и трудотерапией.
Преобладающими методами лечения в наркологии являются медикаментозные в сочетании с психотерапией.
Педагогические (образовательные) меры:
Педагогические меры борьбы с пьянством имеют давнюю историю. Вопрос о целесообразности антиалкогольного просвещения ставился ещё в Древней Греции Платоном. В Древнем Риме в целях антиалкогольного воспитания молодёжи пытались тиспользовать метод примера: рабов специально напаивали допьяна и потом водили по улицам, чтобы наглядно показать молодёжи, насколько омерзительно пьянство.
Великие учёные второй половины XIX – начала XX столетия сосредоточивают свою антиалкогольную пропаганду не только и столько на физических последствиях пьянства, сколько на духовных:
Проф. П. И. Ковалевский:
«В числе первых признаков алкогольного слабоумия является
ослабление и падение нравственных начал… Пьяница всему предпочитает кабак и водку… Такой человек забывает требования общественных условий, нравственных приличий и общепринятых законов в
деле поклонения своему идолу. Ложь, обман, воровство, мошенничество – всё это самые позволительные средства».
Проф. А. Форель:
«Медленно, исподволь пьяница делается нелюдимее, чувственнее, глупее, нравственное чувство притупляется, усыпляется совесть, он делается лживым, лукавым и тупым. Быстро умирает в
человеке человек, пока наконец какая-нибудь обессиливающая болезнь
(катар желудка, случайный перелом ноги или просто истощение) не
вызовет появления белой горячки».
Проф. Чиж:
«Алкоголь, ослабляя умственные способности и волю пьяницы,
разрушает тем самым высшие нравственные понятия, – одним словом, ведёт к безнравственности, преступности, потому что пьяница, лишённый руководства нравственных чувствований и понятий,
поступает под влиянием эгоистических мотивов и даже чисто животных побуждений».
В. М. Бехтерев:
«Бедность и преступления, с одной стороны, и развитие нервных и душевных болезней, с другой, – вот доказанные современной
наукой гибельные последствия алкоголизма».
«Нечего и говорить, что цифры погибающих от опоя ещё ничуть не выражают числа лиц, погибающих от алкоголя вообще…
нельзя не принять во внимание лиц, погибающих духовно и нравственно от пьянства».
Первые научно обоснованные попытки ввести антиалкогольное воспитание в систему образования были сделаны в ряде стран в конце XIX – начале XX вв. Так, в 1882 году в штате Вермонт (США) был издан закон, вводящий обязательные уроки трезвости как в начальных
училищах, так и в средних и высших школах. К 1889 году такие уроки стали обязательными уже в 41 штатах. «Антиалкоголические» уроки были введены в Канаде, Англии, Швеции, Норвегии, Голландии, Бельгии, Франции.
В России к началу ХХ столетия уже выпускается ряд антиалкогольных журналов («Трезвая жизнь», «Вестник трезвости», «Трезвые всходы» и др.) и появляются первые отечественные учебники трезвости. Основным направлением антиалкогольного воспитания тех лет
было просвещение, формирование антиалкогольных знаний в процессе изучения основных школьных предметов и на уроках трезвости.
Важно отметить, что процесс антиалкогольного воспитания уже в дореволюционный период не сводился только к просвещению. Так, И. П. Миртов предлагал не только просвещать, но и активизировать социальную активность самих воспитуемых: создавать музеи трезвости, проводить литературно-музыкальные вечера. К. Мирянин предлагал создавать школьные общества трезвости. А. С. Вирениус рекомендовал организовать здоровый образ жизни учащихся в целом. Н. Смирнов с успехом проводил школьные праздники трезвости. Учащимся предлагалась и альтернативная деятельность – стрельба, игры, экскурсии.
В последние годы государство всячески пытается развивать и внедрять новые профилактические меры в борьбе за трезвость. Как известно всем, болезнь легче предупредить, чем лечить уже запущенную стадию. Важно также учесть, что воспитание и пропаганда здорового образа жизни способствует сознательному отказу от употребления алкоголя.
Группа Вконтакте