Красноярский краевой наркологический диспансер №1
8 (391) 221‒76‒78

Медицинские услуги

Консультация врача психиатра-нарколога

Оказание специализированной наркологической помощи в условиях диспансерного отделения, круглосуточного стационара, дневного стационара

Психотерапевтическая и психологическая помощь людям, страдающим зависимостью и их бдижайшим родственникам

Современное оборудование

Исследование уровня этанола

Определение наличия психоактивных веществ

Комплекс исследований на содержание алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ

Профилактика и реабилитация

Профилактика наркологических расстройств, в том числе среди несовершеннолетних.

Проведение семинаров и тренингов для специалистов, работающих в сфере профилактики.

Реабилитация наркологических больных.

О нас >> Профилактика >> Интерактивные игры

Интерактивные игры

«Игра-тропинка»: профилактическая игра для детей 8-13 лет



 
Игра была разработана отделением медицинской профилактики КГБУЗ «Красноярский краевой наркологический диспансер №1» в 2010 г., в том же году «Игра-тропинка» была выпущена в виде буклета.

Буклет представляет собой цветное игровое поле формата А3 с цепочкой шагов и 11 заданиями, инструкцией, комментариями по итогам игры и рекомендациями (разворот буклета см. в цветной вкладке). Данный материал не содержит слова и образы наркогенного характера.

Участники: ребята 8-13 лет, учащиеся 3-8 классов, воспитанники летних оздоровительных (в том числе, пришкольных лагерей); вместе с ребятами в игре могут принять участие и значимые для них взрослые.

Обоснование выбора целевой группы

Человек в раннем подростковом возрасте начинает «отрываться» от родителей, всё большее значение приобретают сверстники, не имеющие своего достаточного жизненного опыта. Подростку бывает трудно простраивать отношения с ровесниками и взрослыми, отстаивать собственное мнение, он нередко болезненно переживает по поводу собственной внешности, его самооценка неустойчива, часто меняется настроение, он ищет свое место в группе ровесников, не всегда  эффективно справляется со стрессовыми ситуациями, не всегда способен представлять  последствия принятых решений.  Все это делает ребят чрезвычайно уязвимыми, и первые пробы психоактивных веществ могут привести к беде.

Понятно, что одной игрой все эти проблемы не решишь. Но предложенная игровая ситуация поможет накапливать необходимый жизненный опыт, развивать внимание, память, навыки взаимодействия и при этом получать позитивные эмоции от веселых заданий и общения с близкими людьми. 

Цели игры: помочь подросткам 8-13 лет через сконструированную игровую ситуацию приобрести эмоциональный опыт построения конструктивной коммуникации; актуализировать представление о том, что нездоровый образ жизни препятствует  достижению цели.

Продолжительность игры – 1,5-2 астрономических часа.

Необходимое оборудование и материалы:

Если у вас есть буклеты

с игровым полем

Если у вас нет буклетов

с игровым полем

Буклет на каждую мини-группу (не более 5 человек)

Карточки с заданиями для каждой мини-группы.

Игровое поле может быть нарисовано на полу, асфальте, размечено на лужайке и т.п.

Фишки (монетки, камешки, пуговицы или орешки) на каждого участника

Бумага и ручки для подсчета баллов у участников мини-группы.

Сантиметровые ленты для измерения роста.

Реквизит для дополнительных упражнений и разминок (соответственно выбранной форме разминки).

 

Рекомендации организаторам

Количество участников – не более 20-25 человек. Это важно для  достижения большего эффекта, создания комфортных условий для участников и обеспечения полноценного контроля ведущего за процессом. Подростков и взрослых нужно разделить на мини-группы по 3-5 человек, причём в каждой группе должен быть 1 взрослый. Если желающих играть слишком много, можно провести несколько сессий игры в разное время. В детском оздоровительном  лагере с численностью в 50 и более человек игру можно проиграть за сезон со всеми ребятами, объединяя их в небольшие группы в 20-25 человек.

В каждой мини-группе выбирается человек, который сможет отслеживать ответы всех участников, фиксировать полученные баллы, контролировать корректность поведения.

Если игра идет без буклетов, ведущий зачитывает задания и выдает карточку с заданием в каждую мини-группу.

Фишки для игры можно приготовить заранее или предложить ребятам найти их на месте проведения игры (например, камушки на улице).

В сценарии предусмотрено чередование игровых заданий с разминками и упражнениями на развитие коммуникативных навыков. Такие дополнительные сценарные включения могут быть подобраны ведущим самостоятельно (из личного опыта) или выбраны из предложенных в разделе «Факультативные материалы». Понятно, что реквизит для упражнений и разминок готовится ведущим заранее.

 

ОПИСАНИЕ ХОДА ИГРЫ

Вступление ведущего, инструкция к игре:

- Настольные игры существуют не только для развития внимания и памяти, но и для того, чтобы весело и с пользой провести время. Для этой игры нужна компания не меньше 3 человек и не более 5. Возраст не ограничен! Предлагаем тебе поиграть с друзьями и даже с родителями.

Поставьте игровые фишки в начало тропинки, пусть у каждого будет своя: например, монетка, пуговица или орешек. Партнеры по игре друг за другом выполняют каждое задание и двигают свои фишки по полю на указанное количество шагов. Побеждает тот, кто быстрее всех доберется до конца тропинки. Удачи!

Разделение на мини-группы (см. раздел «Факультативные материалы»)

1 задание

Самый приятный звук для человека – это его имя. Назови 3 варианта имени твоего  партнера справа, которые были бы ему приятны. Назвал – делаешь 3 шага вперед (3 балла), не назвал – остаешься на месте (0 баллов). Если назвал меньше 3-х — тоже получаешь 0 баллов.

2 задание

Некоторые люди бывают удивительно невнимательны к внешности окружающих. Закрой глаза и назови цвет глаз твоего партнера слева. Назвал – 2 шага вперед (2 балла), не назвал – вернись на старт (все набранные баллы аннулируются).

3 задание

От нашего самочувствия часто зависит наше настроение и работоспособность. Как ты помогаешь своему организму оставаться в тонусе?

  • Планируешь, распределяешь свое время (учеба/работа, досуг, отдых)
  • Занимаешься спортом
  • Гуляешь на свежем воздухе
  • Ночной сон – не менее 8 часов в сутки

Делай столько шагов вперед, сколько раз ты ответил «да» (за каждый ответ 1 балл). При ответах «нет» -  остаешься на месте (0 баллов).

Игра-разминка  (здесь и далее см. раздел «Факультативные материалы»)

4 задание

Правильное питание помогает организму получать необходимые вещества. А как  питаешься ты?

  • Употребляешь только качественные и здоровые продукты
  • Принимаешь пищу не менее 3 раз в день (завтрак, обед и ужин)
  • Ешь в меру

Делай столько шагов вперед, сколько раз ты ответил «да» (за каждый ответ 1 балл). При ответах «нет» -  остаешься на месте (0 баллов).

5 задание

При ухудшении самочувствия ты обычно… (выбери вариант ответа):

а) говоришь родителям

б) обращаешься к врачу

в) советуешься с другом

г) тихо переживаешь наедине с собой

За ответы а и б – 2 шага вперед (2 балла), за ответы в и г – 1 шаг назад (минус 1 балл).

6 задание

Насколько хорошо ты знаешь своих партнеров по игре? Назови рост в сантиметрах у твоего партнера слева. Угадал – 2 шага вперед (2 балла), не угадал – остаешься на месте (0 баллов).

Игра-разминка 

7 задание

Многим сложно говорить комплименты, а они так важны в жизни людей! Назови 3 особенности или черты, которые тебе нравятся в твоем партнере справа (и это будет твой ПРАВДИВЫЙ комплимент!). За каждый сказанный комплимент – шаг вперед. Если партнер сказал в ответ тебе «спасибо» - прибавь  еще один шаг  (1 балл).

8 задание

Как ты проводишь свободное от учебы время?

  • Занимаешься творчеством
  • Участвуешь в общественной жизни школы, района, города
  • Читаешь
  • Занимаешься спортом
  • Посещаешь дополнительные занятия

За каждый ответ «да» сделай 2 шага вперед (2 балла) 

9 задание

Назови 3 самые красивые черты своей внешности. Теперь пусть твой партнер слева тоже назовет три черты ТВОЕЙ внешности, которые ОН считает красивыми.

Теперь считаем: за каждую совпавшую черту делай 1 шаг вперед (1 балл), за каждую несовпавшую добавь еще по 1 шагу (по 1 баллу).

Игра-разминка

10 задание

В группе сверстников ты чаще всего… (выбери вариант ответа):

а) молчишь

б) отшучиваешься

в) высказываешь свое мнение

г) грубишь

д) стараешься договориться

За ответы в и д – 3 шага вперед (3 балла), за ответ б – 2 шага вперед (2 балла), за ответ а – 1 шаг вперед (1 балл), за ответ г – 1 шаг назад (минус 1 балл).

11 задание

Продолжи предложение «Мне в тебе нравится …» по отношению к своему партнеру справа. При этом произнеси фразу в 3 разных вариантах:

  • взяв его за руку
  • глядя в глаза
  • шепнув ему на ухо

Получилось выполнить все три задания  –  3 шага вперед (3 балла),  два задания  –  2 шага (2 балла),  одно задание  –  1 шаг (1 балл),  не получилось  –  остаешься на месте (0 баллов).

 

Время подсчитать сумму баллов, ведущий просит участников поделиться своими результатами и дает комментарии:

Если ты набрал 44 балла. Поздравляю, это максимальное количество баллов в этой игре. Вспомни, честно ли ты отвечал на вопросы? Если да, ты внимательный и достойный друг, на которого можно положиться. Не останавливайся на достигнутом, твоя тропинка  жизни продолжается! Совершенствуй свои личные качества.

Если ты прошёл больше половины пути. Ты близок к совершенству! Обрати внимание, какие задания тебе было трудно выполнять? Обсуди трудности со взрослыми, у них есть опыт, они подскажут возможные варианты решений. Не останавливайся, шагай по тропинке своей жизни  уверенно. Сыграй в игру-тропинку ещё раз и сравни результаты.

Если ты прошёл половину или меньше половины пути. Не отчаивайся, ты начал шагать по тропинке своей жизни, на ней встречается множество людей, которые смогут дать ответы на твои вопросы. Не стесняйся их задавать и выбирай для себя подходящий ответ. Обязательно  сыграй в игру-тропинку ещё раз и сравни результаты.

 

Рефлексия

Все рассаживаются в общий круг. Обсуждаются вопросы :

  • Вам понравилась игра? А что именно понравилось?
  • Трудно ли было выполнять задания?
  • Что было выполнить сложнее всего? Почему?
  • Что помогало и мешало выполнять задания?
  • Чему научились в ходе игры? Какое открытие сделали для себя?
  • Как вы думаете, зачем вам давались эти задания?
  • Какие чувства вы испытывали в ходе игры?
  • Хотели бы вы поиграть еще со сверстниками, со взрослыми?

(Ведущий использует предложенные вопросы или формулирует по своему усмотрению, опираясь на опыт конкретной игры).

Обсуждение не должно быть затянутым.

Рефлексию предлагаем завершить вопросом: «Как вы думаете, если у человека возникла ситуация, в которой он не знает, как поступить, что можно ему посоветовать?».

Выслушав ответы, стоит сделать акцент на следующих советах:

  • Ты можешь всегда обратиться к взрослым, которым доверяешь: у них есть жизненный опыт, они могут дать дельный совет.
  • Посоветуйся с родителями. Они тебя любят так, как умеют. Даже если ты этого и не замечаешь.
  • Ты можешь обратиться к учителю или психологу в своем учебном заведении.
  • Обрати внимание на дополнительные занятия в твоей школе (по психологии, основам жизнедеятельности, валеологии и др.).

 

Завершение игры

Можно использовать ритуал завершения (см. раздел «Факультативные материалы») или повторить наиболее понравившуюся ребятам игру-разминку.

 

 

 

ВАРИАНТ САМОАНАЛИЗА ПРОВЕДЕННОЙ ИГРЫ

(для ведущего)

 

Ведущий обобщает приобретенный опыт, опираясь на вопросы:

  • С какими трудностями столкнулись в ходе игры участники и ведущий?
  • Почему возникли эти трудности?
  • Что было предпринято для преодоления трудностей?
  • Что понравилось в игре и почему?
  • Что бы я изменил в сценарии игры и почему?
  • В какой еще целевой группе можно применить эту игру? (Например, проиграть с одними и теми же школьниками с интервалом в 1, 3, 5 и более лет, сравнить результаты игры и фотохронику).

Избранные материалы:
статьи, книги, журналы,
буклеты, видео
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях! Узнавайте новости первыми!
Группа Вконтакте
Вопрос-ответ
Здесь Вы можете задать нам
любой вопрос